Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

WEB-дилеммы: как выбрать партнера для разработки сайта

Суббота, 29 октября 2011



Александр Месаркишвили, Источник:
«Континент Сибирь»

Разработка и обновление корпоративных сайтов — одна из наиболее часто решаемых бизнес-задач. По оценкам участников рынка, в Новосибирске ежедневно сдаются заказчикам 3–4 веб-сайта. «КС» начинает серию материалов о том, кто есть кто на сегодняшнем рынке веб-разработки Сибири. В текущем номере мы моделируем ситуацию технически довольно сложного заказа и разбираемся, за какие деньги и в какие сроки участники рынка готовы изготовить мультимедийный интернет-портал с возможностью загрузки аудио/видео, который позволял бы редактировать контент порядка 50 раз в день и предусматривал интеграцию с социальными сетями.



иллюстрация с krasnoobsk-amo.ru

Поле для выбора

Основными разновидностями сайтов можно считать сайты-визитки, корпоративные сайты, интернет-магазины и порталы. Самым простым видом сайтов, безусловно, являются сайты-визитки, целью которых является знакомство целевой аудитории с деятельностью компании. Как правило, сайт-визитка имеет модуль управления страницами сайта, форму обратной связи и новостную ленту. Основными преимуществами такого сайта являются низкие затраты на создание и поддержание, быстрая окупаемость и сжатые сроки выполнения проекта. По данным участников рынка, базовая стоимость такого сайта составляет около 50 тыс. рублей, а далее все зависит от фантазии клиента, выбранной системы управления сайтом, дополнительных модулей, уникальности дизайна и прочих факторов. Следующим по сложности является корпоративный сайт, базовая стоимость разработки которого, по данным «Студии ЯЛ», составляет от 70 до 100 тыс. рублей. Основными задачами, которые решаются при создании такого сайта, являются представление компании в сети, укрепление имиджа, информирование посетителей, стимулирование продаж. Стандартным набором функций являются модуль управления страницами сайта, каталог продукции, раздел статей, баннерная система, новостная лента.

Более сложной формой является интернет-магазин. Такие сайты разрабатываются на современных многофункциональных технических платформах, позволяющих без лишних усилий изменять контент, корректировать номенклатуру и цену товара, автоматизировать операции бухгалтерского учета, оптимизировать сайт для продвижения в поисковых системах.

Наконец, самой сложной по структуре формой сайта является портал. Как правило, портальные системы используются для организации многофункциональных корпоративных ресурсов, сайтов СМИ, разного рода рейтингов, общественных образований и сообществ. Главными преимуществами порталов можно считать быстрый запуск новых информационных ресурсов, возможность организации совместной работы над пополнением контента, удобный и быстрый доступ к внутренней и внешней информации, централизованное управление безопасностью и распределением ресурсов. Как правило, стандартным набором функций портала являются модуль управления сайтом с возможностью делегирования прав и ролей пользователей, раздел статей, новостная лента, каталог продукции, сервис по продаже продуктов и услуг, мощная система поиска по сайту, модуль внутренней почты и обмена сообщениями, форма обратной связи, система сбора статистической информации.

Портальные дилеммы

Для того чтобы точно понять, сколько стоит сайт и кто готов за него браться, мы решили смоделировать ситуацию — компании нужен мультимедийный интернет-портал, позволяющий редактировать контент порядка 50 раз в день с возможностью загрузки аудио/видео, а также с формой обратной связи — через интеграцию с социальными сетями и возможностями оставлять комментарии через действующие профили в соцсетях. После этого мы опросили различные веб-студии, взялись бы они за такой проект, поскольку он представляет собой достаточно нетривиальную задачу для разработчика, и если ответ был утвердительный, нас интересовало, о какой сумме могла бы идти речь. Обычно разработка портала — довольно сложный и трудоемкий процесс для веб-студий, так как портал требует четкой структуры и полностью прописанной технической документации. То есть заказчику необходимо представлять, как будет выглядеть портал в начале своего пути и как он будет развиваться в дальнейшем. Исходя из этого проектируется архитектура портала, при этом разработчик должен заложить такой каркас, который легко настраивается, и когда нужно будет что-то поменять, не придется переделывать все. Кроме того, очень важно предусмотреть, чтобы у портала не было проблем с производительностью, учитывая огромное количество его пользователей. Наконец, портал должен быть удобным как для пользователей, так и для программистов, которые будут с ним работать.

Ни одна из десяти опрошенных «КС» веб-студий не отказалась участвовать в таком проекте, хотя многие отметили, что не специализируются на разработке порталов. Причина того, что веб-студии занимаются разработкой проектов любого уровня сложности, вполне понятна, так как при достаточном бюджете усиление штата компетентными специалистами или передача части работ на аутсорсинг не представляет проблем для студии. Другое дело, что все это отражается на цене проекта и его качестве. По словам директора одноименной веб-студии Александра Горнштейна, сегодня в Новосибирске присутствуют компании, которые специализируются на производстве порталов и делают 2–3 действительно крупных проекта в год. А директор «Студии ЯЛ» Алексей Радкевич вообще считает, что обозначенный нами проект окажется под силу только команде высококвалифицированных специалистов, причем в Новосибирске такие команды можно пересчитать по пальцам одной руки.

При этом стоимость разработки портала значительно отличается, и многое зависит от масштабов поставленных задач. Если клиент не столь притязателен и его удовлетворит типовое решение на «1C-Битрикс», то портал может обойтись довольно недорого (порядка 100–150 тысяч), а вот в случае «кастомизации» и индивидуальной разработки под клиента стоимость может доходить до 2 млн рублей.

По оценкам Александра Горнштейна, несложные готовые решения обойдутся в сумму от 80–150 тыс. рублей, а крупные проекты — от 1, 5 млн рублей. Самую низкую среднюю стоимость — 100–150 тыс. рублей — «КС» назвали в «Живых Технологиях». Другие агентства называют большие суммы. К примеру, в wearewowagency и «Митре» отмечают, что в их агентствах такой сайт стоил бы не менее 300 тыс. рублей. Чуть больший ценник — 500 тыс. рублей — называют в «Студии ЯЛ». Впрочем, и это не предел. В «Кинетике» «КС» пояснили, что за выполнение такого проекта начального уровня сложности компания возьмется при бюджете от 600 тыс. рублей, а если предполагается высокая степень кастомизации, то от 1 млн рублей. Похожие параметры называют и в «МартДизайне», однако верхняя планка стоимости в компании составляет 2 млн рублей.

Вместе с тем, комментируя «цену вопроса», участники рынка предостерегают, что внесение дополнений в техзадание приводит к увеличению стоимости работ пропорционально потраченному времени.

Что касается сроков выполнения проекта, то участники рынка отмечают, что в этом вопросе все зависит от поставленных задач. Так, не очень сложный портал создается минимум за 3 месяца. Однако участники рынка сразу оговариваются, что 3 месяца — это идеальный вариант, когда согласования идут день в день и при этом отсутствуют отклонения от первоначального техзадания. То есть когда заказчику «вдруг внезапно не придет в голову идея сменить концепцию в середине проекта или прикрутить интерактивную карту с поющими лошадками», как приводит пример Алексей Радкевич.

Более реальными сроками для выполнения проекта называются 6–9 месяцев, поскольку наиболее часто при разработке портала работа ведется «с нуля», и готовые системы типа «Битрикса», позволяющие воспользоваться «шаблонными» решениями, не дают должного простора для действий по причине наличия у порталов индивидуальных сервисов. Наконец, портал серьезного уровня, по словам Александра Горнштейна, может делаться от 1 года и более, однако такие сроки скорее являются редкостью.

Вместе с тем стоит отметить, что при оценке стоимости и сроков создания мультимедийного веб-портала желательно задавать разработчику больше параметров. В частности, при реализации проекта необходимо думать о серверной инфраструктуре и архитектуре, нужно заранее предусмотреть, где и как будет храниться мультимедийная информация, рассчитать предполагаемый трафик посетителей, объем хранимой информации и его динамику. Для оптимизации работы мультимедийных сервисов бывает целесообразно использовать возможность размещения контента не на своих серверах, а в ЦОДах. Так, по словам директора ITConstruct Романа Петрова, платформа «1С-Битрикс» дает возможность размещать мультимедийный контент в «облачных» хранилищах, а не на собственных серверах, что позволяет снижать затраты на хостинг и гарантировать быструю отдачу мультимедиа.

Другим важным вопросом является возможность внесения существенных изменений в структуру и функционал портала в дальнейшем. Если речь идет о типовом портале на готовой платформе «1С-Битрикс», то сама система предусматривает возможность внесения типизированных изменений, и этот вопрос легко решаем. В других случаях изменять структуру портала и при этом переходить от одного разработчика к другому бывает не так просто. «Бывает, что проще переделать все “с нуля”, бывает, что проще делать какие-то временные “костыли” для доработки функциональности, бывает, что проще все новое разрабатывать на новой системе управления, а старое поддерживать на старой. В общем случае для принятия решения о том или ином методе работы необходимо просто оценить затраты на тот или иной путь хотя бы в годовой перспективе», — поясняет директор wearewowagency Николай Глухих. Однако в любом случае для сложного по функционалу сайта найти нового партнера среди веб-студий сложнее и дороже — как отмечают участники рынка, если кто и согласится «ковыряться в чужом коде», то это будет весьма затратное мероприятие.

Спрос на порталы

Участники сибирского рынка веб-дизайна отмечают, что несмотря на то, что на сегодняшний день ввеелик спрос на любые интернет-решения, на портальные решения приходится в среднем не более 5% от общего числа проектов. Наибольшую долю портальных решений в своем портфолио в размере 10% «КС» назвали лишь в компании ITConstruct. Веб-студии констатируют, что их клиенты часто спрашивают о портальных решениях, но редко их заказывают, так как создание и наполнение портала — это процесс небыстрый и весьма недешевый. «Дело в том, что такого рода проекты могут себе позволить лишь крупные компании с большим маркетинговым бюджетом. В качестве отдельного бизнеса такой проект неинтересен, потому что нерентабелен», — считает директор «Живых Технологий» Станислав Горбатовский. «Для запуска подобного проекта необходимо четко понимать, как он будет себя окупать, а у большинства желающих такого понимания нет, поэтому реальный спрос на подобные решения не очень велик. Основные заказчики — это владельцы существующих медийных проектов, которые либо только выходят в Интернет, либо перерабатывают свой сайт», — поясняет Роман Петров.

А в «Студии ЯЛ» считают основным сдерживающим фактором популярности порталов ограниченность спроса. «Разумеется, в Новосибирске и Сибири в целом спрос на подобные решения невелик, просто потому, что заказчиков мало. Проект описанного уровня — портал провайдера, СМИ или социальный сервис, а таких заказчиков в городе наберется не больше 20–30», — поясняет Алексей Радкевич.

Более того, многие веб-студии отмечают, что для них порталы являются совершенно непрофильным направлением, поэтому они берутся за них только если игра стоит свеч или если проект им самим интересен. Так, Александр Горнштейн отмечает, что спрос на портальные решения, как правило, обуславливается людьми, которые очень слабо представляют, во что ввязываются. «Если я вижу, что у человека нет понимания, то я стараюсь отговорить его. Ведь создание сайта — это лишь 10–20% от затрат, которые придется понести, а основные расходы — это поддержка проекта и “накачка” трафика. Повезет, если проект действительно имеет некую изюминку и его заметит, к примеру, “Яндекс”. А создание дублей YouTube и RuTube с какой-нибудь узкой специализацией вряд ли привлечет высокий интерес и сможет стать коммерчески выгодным проектом», — рассуждает Александр Горнштейн.

При этом из тех заказчиков, которые все же берутся за подобные проекты, каждого второго интересует создание портала, интегрированного с различными социальными сетями ввиду их высокой текущей популярности. Кроме того, участники рынка отмечают, что реальные заказчики сложных интернет-порталов зачастую оказываются не менее компетентны, чем руководители средних веб-студий, и им иногда бывает проще самим набрать команду на реализацию проекта.

Изменения структуры спроса на веб-сайты

В основном же клиенты веб-студий на сегодняшний день предпочитают заказывать корпоративные сайты, на которые в среднем приходится почти половина всех заказов. Так, к примеру, в компании «Митра» доля корпоративных сайтов составляет 90%. Участники рынка дают вполне простое объяснение такого феномена. «Для бизнеса самое важное — иметь представительство в Интернете и эффективно продавать свои товары в онлайн-среде. Исходя из этих задач клиент заказывает разработку сайта», — поясняет Станислав Горбатовский.

Второе место занимают интернет-магазины. В «Сибириксе» и «МартДизайне» отмечают, что именно на эту категорию сайтов приходится акцент заказов. У некоторых веб-студий, например, «Студии ЯЛ» или ITConstruct, их доля достигает 40–45%. В то же время у «Митры» или Magnaweb интернет-магазины заказывает лишь 10–15% клиентов. Соответственно, «аутсайдерами» по количеству заказов являются порталы и сайты-визитки. Такую расстановку Алексей Радкевич объясняет тем, что порталы — единичные проекты, а с визитками неинтересно и невыгодно работать самим разработчикам, так как они из них выросли. «Визитки заказывает следующая категория заказчиков: это небольшие фирмы или ИП, которые только-только выходят в Интернет, зачастую на поводу у моды (так как у всех есть), не представляют объемов работ и специфики, не знают, что потребуются значительные вложения в рекламу и продвижение. Они не доверяют подрядчикам, боятся, пытаются на всем сэкономить, при этом они не видят большой разницы между проектом за 6 тыс. и 50 тыс. рублей, а разница колоссальна. Ну и в целом сегмент невыгодный — чтобы в нем выжить, нужно “клепать” такого рода сайты на конвейере», — поясняет Алексей Радкевич. Тем не менее в некоторых компаниях, например ITConstruct, на сайты-визитки все еще приходится 20% заказов.

Источник: AdMe-Сибирь – новости рынка рекламы